Десять заповедей божьих в православии


Десять заповедей божьих в православии

Десять заповедей Божьих в православии – это свод правил, некая черта, которыми Бог указал человеку на правильный образ жизни. Соблюдая эти нормы, человек сможет жить в мире с окружающими и Всевышним. Заповеди сформулированы достаточно кратко, они предоставляют человеку большую свободу в житейских вопросах и требуют исполнения минимальных требований, преступая которые люди колеблют основы их общественной жизни.

История появления заповедей


Заповеди были преподаны еврейскому народу через пророка Моисея. Об этом повествуется в книге Исход. После выхода народа из Египта, хождения по пустыне, Бог призывает Моисея на гору Синай и дает ему две скрижали (каменные пластины), на которых начертаны заповеди. Одна скрижаль посвящена отношению человека к Всевышнему, другая – отношению к окружающим.

Разделение заповедей на две эти группы свидетельствует о двух родах любви и существовании двух типов обязанностей. Их также называют Декалог, что в переводе с иврита – десять речений.

Значение Декалога

Моисеевы законы призваны упорядочивать не только духовные отношения, но и гражданскую жизнь.

Впоследствии многие из них были упразднены апостолами, однако десять заповедей не утратили своего значения. Они составляют единый нравственный закон, нормы, на которых стоит все существование человеческого общества. Они определяют моральное поведение человека – по причине их важности они были преподаны человечеству не на бумаге, тленном веществе, а на камне.

Заповеди Декалога имеют много общего с законами древнего мира. Совпадения можно объяснить единством нравственного закона, существующего в сердце человека по повелению Божию. Повреждение человека грехом привело к необходимости установления неких правил – до грехопадения для выполнения Божьих повелений достаточно было голоса совести.

Десять заповедей и Новый Завет

После пришествия Спасителя наставления Моисея не были отменены, поскольку заповеди Иисуса Христа из Нового Завета не противоречат им. Спаситель сказал, что его нормы дополняют, расширяют ветхозаветный закон, делают его глубже. Апостол Павел говорит, что синайские постановления – закон, начертанный в человеческих сердцах, природа, заложенная с рождения, но изуродованная грехом.

Иисус Христос раскрыл смысл Декалога в Заповедях Блаженства, исполняемых на каждой Литургии – они повествуют о наградах за добродетельную жизнь: об утешении плачущих, насыщении алчущих, наследовании земли кроткими, видении Бога чистыми сердцем.

Исследования десяти заповедей

Моисеевы наставления были предметом внимания многих ученых, святителей, духовных писателей. Основный смысл этих исследований – более глубокое понимание заповедей.

Самыми известными памятниками православной традиции, посвященными толкованию Декалога, являются:

  • «О блаженствах» свт. Григория Нисского 4 в. – попытка соединить заповеди Моисея и блаженства Христа;
  • Палея толковая 16 в., рекомендованная церковью для чтения наряду со святоотеческими трудами;
  • Кормчая книга 17 в. – правовой сборник, в котором содержится изъяснение ветхозаветных заповедей;
  • Катехизис Симеона Полоцкого 17 в., составленный в вопросно-ответном жанре, где автор рассуждает о назначении заповедей, толкует грехи, связанные с каждой их них;
  • О Евангельских блаженствах свт. Игнатия Брянчанинова 18 в. – излагается духовное понимание ветхозаветного закона;
  • Заповеди Божии епископа А. Милеанта 20 в. – современное понимание Божественного закона;
  • Десять Божиих заповедей свт. Николая Сербского – толкование Декалога как десять заповедей Христа;
  • Декалог прот. Александра Меня 20 в. – толкование заповедей Моисея в контексте всего ветхозаветного закона.

Содержание десяти заповедей

  1. заповедь посвящена правильному почитанию Бога – Бог един, создание, почитание иных богов недопустимо. Этим постановление подчеркивается, что в Боге сила камня, света, воздуха, любого творения – все существующее и живущее получает силу от Него. Эта заповедь указывает на Бога как источник мудрости, человеческая премудрость также исходит от Него. Она характеризует Всевышнего как Того, кто милостив, долготерпелив, прощает свое творение – Он источник всякой доброты. Бог призывает человека не иметь иных богов, под ними понимаются не только золотые идолы, тельцы, но привязанности к работе, семье, вещам, увлечениям. Если сердце будет принадлежать двум богам, но одинакового усердия к обоим иметь не будет. Как вол не может работать на двух полях одновременно, так и человек не может быть рабом двух господ.
  2. заповедь запрещает почитание кумира. Этой заповедью Господь предостерегает от преклонения перед продажным миром. Он обращает внимание человека на то, что в первую очередь божеского поклонения заслуживает Творец – при его познании вся похвала принадлежит не творению, а Создателю. Это не запрещает почитание икон, бумаги, холста со святыми ликами, ибо этим воздается честь Изображенному на них.
  3. заповедь запрещает суетное произношение Божьего имени. Если это имя с благоговением произносят ангелы, силы небесные, то человеку тем более надлежит произносит его с осторожностью, только в случае искреннего обращения к Творцу. Церковная история богата примерами суетного употребления имени Бога, в результате чего нечестивые христиане понесли наказание. Господь их помиловал после покаяния.
  4. заповедь разрешает заниматься повседневными делами шесть дней, а седьмой день недели обязывает посвятить Богу. Такое наставление подобно творению мира, которое заняло шесть дней – в эти дни Бог творил, а потом почил от дел Своих. Здесь труд рассматривается как соработничество Богу, который благословил труд. Последний недельный день стоит посвятить отдыху, который возможен только с Творцом – для мыслей, разговоров, чтения, слушания, молитвы к Богу.
  5. заповедь – норма о почитании родителей. Еще в книге Премудрости Соломона содержится изречение – обещание о долголетии людей, чтущих отца и мать. Родители – те люди, которые раньше рождения знали о Создателе, а значит они достойны почтительного отношения. Они – те, кто носили младенца на руках, следили за возрастанием, воспитанием.
  6. заповедь – о запрете убийств. Если Бог дает жизнь, человек не имеет права на ее прекращение. Жизнь – драгоценное Божье богатство, тот, кто поднимает руку на ближнего, посягает на это богатство. Каждый человек – временный носитель жизни, не может добавить себе ни дня жизни. Это касается и родителей – жизнь идет от Творца через родителей, посему они не имеют права на лишение детей жизни.
  7. заповедь – о запрете прелюбодействия, то есть незаконной связи с женщиной / мужчиной. Такая связь разрушает телесные и духовные силы человека. Даже звери вступают в близкие отношения с себе подобными только в определенное время, положенное Творцом. Люди же грешные не соблюдает времени, вступают в интимные отношения, с кем придется. От нарушения этого постановления наступают самые страшные болезни. История Содома свидетельствует о Божьей каре для народа, который был подвержен этому греху.
  8. заповедь – о запрете краж. Такими поступками наносится зло, убыток ближнему. Эта заповедь имеет две стороны: с одной стороны – у человека нет права на кражу, с другой – получение выгоды через кражи недопустимо. Воровство делает людей несчастными, Божья кара распространяется на все семейство вора, потому что он нарушил мир и счастье ближнего.
  9. заповедь – о запрете ложного свидетельства на ближнего. Это означает необходимость быть честным по отношению к себе, к другим. К лжи, постоянно произносимой перед собой, можно привыкнуть, поверить в нее. Неправда о другом человеке все равно раскроется – Бог свидетель истины, и Он обличит лжеца перед всем человечеством. Если неправда не раскроется в этой жизни, то она обязательно будет раскрыта на Страшном Суде.
  10. заповедь – о нежелании чужого добра. Бог говорит о том, что грех проявляется уже в пожелании. Эта заповедь становится неким мостом, соединяющим заповеди Ветхого Завета и заповеди Иисуса Христа. Если первые девять наставлений предостерегали человека от плохих деяний, то десятая – указывает на корень зла: человек грешит, ибо желает чужого. Эта заповедь раскрывает духовный уровень Христова закона – Иисус зрит в человеческое сердце, советует исполнять все наставления в первую очередь духовно, не желая чужого добра. Под этим добром понимаются материальные вещи (осел, вол), люди (раба, жена) и нематериальные вещи (власть, положение в обществе). Чувство зависти, которое запрещается этой заповедью, разрушает его изнутри, но не приближает к цели.

Десять заповедей Иисуса Христа в православии  из нового завета

Смертные грехи

Любое неисполнение положений Декалога является грехом, нарушением воли творца. Некоторые грехи являются смертными.


Смертные грехи – такие грехи, которые лишают благодати Божьей, умерщвляют душу и без покаяния приводят ее в ад. Заповеди Божьи и смертные грехи неразрывно связаны между собой. Неисполнение заповедей приводит к совершению смертных грехов.

В православной традиции выделяют смертных грехов не десять, как заповедей, а только семь:

  • гордость;
  • зависть;
  • чревоугодие;
  • гнев;
  • блуд;
  • жадность;
  • уныние.

Грехи против десяти заповедей

В православной практике принято проводить подготовку к исповеди по заповедям Моисея. То есть пытаться разобрать свою жизнь, исходя из их исполнения.

Наиболее распространенными грехами против десяти заповедей являются:

  • против первой заповеди: неверие, отсутствие страха Божьего, молитвы, непосещение храма, сомнения в православных догматах, забвение о Боге;
  • против второй заповеди: увлечение сердца чем-то вещественным, посвящение ему всего своего времени, служение, сотворение кумира;
  • против третьей заповеди: совершение, клятвы, присяги, суетное произнесение молитвенных слов;
  • против четвертой заповеди: нарушение святости воскресных, праздничных дней, работа в них ради выгоды, дополнительной прибыли, организация увеселения во время службы, предавание лености в воскресные дни, непосещение в это время больных, нищих;
  • против пятой заповеди: непочитание родителей, непроявление заботы о них, отсутствие их молитвенного поминовения, оскорбление старших, благодетелей, священнослужителей;
  • против шестой заповеди: физическое убийство, проявление злобы, ненависти, аборт, непрощение обид, удержание ненависти в сердце, увлечение других в ересь, раскол, совращение ближних на грех;
  • против седьмой заповеди: сожительство без церковного венчания, легкомысленное обращение с противоположным полом, нечистые мысли, развратные вожделения, половые связи до брака, слушание развратные песен, стихов, просмотр порнографии, участие в нескромных зрелищах, пьянстве, противоестественные блудные грехи, ношение нескромной одежды, развращение, соблазнение других;
  • против восьмой заповеди: разбой, кражи, присвоение чужого обманом, хитростями, разными комбинациями, скупость, неподаяние милостыни, распоряжение краденым имуществом, передача чужого за вознаграждение;
  • против девятой заповеди: клевета, осуждение, злословие, принятие желаемого за действительное, пересуды, празднословие, увлечение пересудами, разнесение дурной молвы о ближнем;
  • против десятой заповеди: зависть, пожелание вещей другого, фарисейство, злоба, ненависть.

Нужно ли исполнять заповеди?

В Евангелии есть рассказ о юноше, который спрашивает о наследовании вечной жизни, на что Иисус Христос указывает ему на исполнение исследованных нами заповедей. Но Спаситель указывает на более их глубокий смысл, объясняя суть всех заповедей в проявлении любви – к Богу и ближнему. Заповеди Декалога ясно показывают, куда должна быть эта любовь направлена – прежде все к окружающим нас людям.

Многие сетуют на невозможность исполнения десяти Божих повелений. На самом деле – это непросто. Чтобы их выполнить, заповеди должны запечатлеться в сердце, проникнуть в мировоззрение, подсознание, стать образом жизни.

На личном опыте следует проявить старание, испытать их своей жизнью – без усердия со стороны человека они так и останутся неисполнимыми. Заповеди могут помочь усовершенствовать государственную жизнь – пока законодательство строиться на этих принципах, общество нормально функционирует.

Каждому кто отважиться на путь исполнения заповедей Бог придет на помощь.





Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:




Поделиться с друзьями:

6 Комментариев

  1. Да я верю в единого бога, это неизведанный нам Космос, Солнце. Вопрос,так почему православные почитают грехом работать в воскресенье, нарушая 10 заповедей?

  2. (нарушение святости воскресных, праздничных дней)…Когда Бог освятил воскресный день??? и где об этом написано??? Может Вы попутали с Субботним днём???

  3. Христиане ! Как вы думаете, можно ли ОТМЕНИТЬ 4 -ый Закон БОГА :
    ОСВЯШЯЙ ДЕНЬ СУББОТНИЙ , если Сын БОГА ПРИКАЗАЛ ЕГО СОБЛЮДАТЬ ?
    Он сказал:
    ЕВРЕИ! Идите в народы и распространите ЗАКОНЫ ОТЦА !
    «Не думайте, что Я пришел ЗАКОНЫ ОТЦА ОТМЕНИТЬ или ИЗМЕНИТЬ !
    Я пришел по воле ОТЦА, чтобы послать ВАС распространить ЕГО ЗАКОНЫ СПАСЕНИЯ ДУШИ среди всех народов !»
    Сын БОГА и НАРОД БОЖИЙ соблюдали и соблюдают ОСВЯШЕНИЕ ДНЯ СУББОТЫ , а САТАНИСТЫ освещяют день сатаны- ВОСКРЕСЕНИЕ !
    Почему ВОСКРЕСЕНИЕ это ДЕНЬ САТАНЫ ?
    Потому что СЫН БОГА БЕСМЕРТЕН и ЕГО НЕВОЗМОЖНО УБИТЬ !
    Но ИДИОТЫ этого постичь не в состоянии !
    Они ОТМЕНИЛИ ЗАКОН БОГА на основании САТАНИСТСКИХ писаний ЛЖЕ апостола -ЖРЕЦА РИМА Савла!
    Тот кто НЕ СОБЛЮДАЕТ ДЕНЬ СУББОТНИЙ тот не получит СПАСЕНИЯ !
    Запомите ЭТО !

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.