Церковные предания сохранили множество случаев, когда та или иная икона, обладающая чудотворной силой, являлась верующим во сне или в видении, указывая, где ее отыскать. Таким вот образом – через сон больной крестьянки – была обретена и икона Валаамской Божьей Матери, и – позже – не менее почитаемая «Державная».
Особенности обеих историки церкви видят в прямой связи с некоторыми событиями. Так, в частности, явление Валаамской святыни увязывается со скорым после этого события восшествием на престол императора Николая Второго. Обретение же иконы «Державная» совпало с последним днем его царствования. Оба образа как будто сопровождали путь последнего царя.
История
Автор образа – валаамский иеромонах Алипий (Константинов). До ухода в монастырь он учился на художника, а здесь после пострига был наречен этим именем – такое носил прославленный иконописец из Киево-Печерской лавры.
Предание об обретении и прославлении этого образа подробно изложено в церковном письменном памятнике, который так и называется: «Сказание об обретении образа…» Именно здесь описано первое чудо, происшедшее с крестьянкой Натальей Андреевной Андреевой, много лет в результате перенесенной сильной простуды страдавшей болями в ногах. Однажды ей прозвучал таинственный голос, повелев отправиться на Валаам, в монастырь, что поможет выздороветь.
Благочестивая крестьянка засобиралась в дорогу. А в ночь перед отъездом во сне ее посетило видение: окруженная сияющим ореолом Женщина в красном облачении, держащая на своих руках Младенца. Она проговорила Андреевой слова ободрения, а на вопрос той, не на Валааме ли и она живет, подтвердила: да, именно там, и скоро ты меня узришь.
Паломница прибыла на остров как раз в праздничный день, но прекрасная незнакомка из видения Наталье так нигде и не встретилась. Уже собираясь в обратный путь, она зашла помолиться на дорогу в Успенскую церковь и увидела прикрепленный к колонне образ: это была Женщина из сонного видения…
Но тут над островом разнесся призывный гудок парохода, на котором предстояло отплыть Андреевой, и она не успела даже дотянуться до святой иконы, чтобы приложиться к ней, не говоря уж о том, чтобы отслужить у нее молебен. Однако, вернувшись домой, женщина почувствовала, что боли в ногах стали заметно слабее, а позже и вовсе смогла передвигаться без опоры.
Через несколько лет Наталья Андреева снова посетила монастырь. В знакомой церкви иконы на прежнем месте не оказалось, и у кого бы расстроенная женщина ни спрашивала, куда же та делась, никто не мог ответить. Ризничий, отец Пафнутий, предположил, что, возможно, ее перевезли в С.-Петербург, в монастырскую часовню, что на Васильевском острове.
Наталья Андреева пробыла в обители полмесяца в надежде все же отыскать желаемое, посетила все монастырские церкви, но поиски не увенчались успехом. Вернувшись в Петербург и следуя предположению о. Пафнутия, она отправилась на Васильевский: в часовне ее тоже ждало разочарование.
Год спустя паломница снова добралась до Валаама. Горячие мольбы женщины перед мощами святых преподобных Сергия и Германа об отыскании заветной иконы, не остались безответными: ей снова приснился благодатный сон.
Во сне Андреева как будто бродила вокруг закрытой монастырской церкви свт. Николая Чудотворца, которую упразднили, и беспрерывно молила Царицу Небесную открыть, где рабе Божьей Наталье искать явленную ей однажды икону.
И таинственный голос вновь возвестил, что она, дескать, здесь и скоро отыщется. Во сне же женщина увидела, где находится святой образ – в кладовке заброшенной церкви, а потом еще раз – что его отыскал о. Пафнутий. Оказалось, именно там он и обнаружил икону, до половины завернутую в рогожу и стоявшую среди устаревшего богослужебного инвентаря и ветхих образов.
Надо ли говорить, что Наталья сразу же узнала икону, которую много лет назад видела на церковной колонне и встречи с которой так долго искала? Она попросила священника отслужить перед обретенной иконой молебен с водосвятием и вскоре после этого полностью избавилась от болезни.
Интересный момент: годом написания иконы является 1878-й – именно в тот год и заболела Наталья Андреевна, благодаря исцелению которой впоследствии был прославлен чудотворный образ.
к содержанию ↑Несколько слов о судьбе Валаамской иконы
После чудесного обретения и не менее чудесного исцеления болящей Натальи чудотворный образ стал особо почитаться на Валааме. Перед ним проходили специальные богослужения. По молитвам к нему исцелялись серьезно больные люди; он являл различные знамения.
При основании Смоленского скита его предполагали освятить в честь этой иконы Богородицы. Однако посчитали, что акт сей преждевременный, поскольку на тот момент образ не обрел еще церковного прославления официально.
После Октябрьской революции Ладожское озеро по договору отошло к Финляндии, и икона оставалась на Валааме до 1940 года, когда монастырь попал в зону боев в ходе советско-финской военной кампании. Монахи покинули обитель, забрав по возможности многие святыни. В их числе находился и подлинник Валаамской иконы. В финском местечке Хейнявеси спасшимися монахами был основан монастырь, получивший название Новый Валаам.
Многие годы Русская Православная Церковь ведет с Финляндской Православной Церковью переговоры, имеющие целью возвращение драгоценной реликвии на историческую родину.
к содержанию ↑Как она выглядит?
Небесную Царицу иконописец изобразил во весь рост. Она стоит на золотистом облаке. Ее левая рука, поддерживающая Богомладенца снизу, скрыта покрывалом, а открытая правая – охватывает Его спереди. Облачение Ее состоит из темно-синего хитона и алого покрывала (мафория), укрывающего с головы до ног, но оно не скрывает обнаженных стоп Пречистой Девы.
Правая рука Младенца Иисуса поднята в благословляющем жесте, а в левой Он удерживает символ монархической власти – державу, верх которой венчает крест.
В древней Византии изображение Богородицы, подобное этому, носило название «Никопея» – «Победотворная», «Победительница», и оно служило святым оберегом императорского двора, так называемым палладиумом.
Образ Валаамской Божьей Матери отличается от остальных Богородичных икон уникальной деталью – именно тем, что Пресвятая Дева изображена на ней босоногой.
к содержанию ↑Значение и фото
Весть о том, что Божья Матерь взяла под свое особое покровительство землю русскую, пришла именно с Валаама, который носит духовное имя Северный Афон.
Это знак того, что Богородица избрала его местом своего особого присутствия. Именно поэтому Валаамская икона находится в числе наиболее почитаемых, хоть и местночтимых.
Обретение чудотворной иконы здесь свидетельствует об еще одном уникальном значении – не только для острова, но и для всей страны: оно показывает, что Богородица предстательствует перед Творцом за всю землю русскую. Об этом даже говорится в документальных записях о видениях, которые посещали валаамских старцев, времен Первой мировой.
Одно из них повествует, что Пресвятая Богородица, именно в таком виде, как Она явлена на иконе, слезно молила Господа спасти страну от супостата и даровать народу земли русской победу.
к содержанию ↑Монахи Смоленского скита, где обретался в ту пору сей образ, молились перед ним о воинах, погибших в I Мировой, а затем – в Гражданской, а еще позже – за пострадавших за веру в годину репрессий, в десятилетия тотальной потери духовности, о возвращении которой следует молиться перед этой иконой и нынче – для счастья будущих поколений.
День празднования
Ровно 20 лет назад, в 1997-м, по просьбе игумена Панкратия о прославлении местночтимой иконы, а также в честь ее столетнего чудесного явления тогдашний Патриарх Алексий II установил дату ее празднования.
Несколько лет оно отмечалось в первый воскресный день, следующий за 11 июля по новому стилю, когда почитается память преподобных Германа и Сергия, а также св. Апостолов Петра и Павла, чей день памяти приходится на 12 июля. А с 2004 года датой празднования установлено 14 июля – икона, согласно преданию, была обретена в этот день.
А вот Финляндская Православная Церковь совершает празднование 20 августа.
к содержанию ↑О чем молятся?
Из истории явления и дальнейшей «биографии» Валаамской иконы известно, что первые чудотворения были связаны с исцелением больных, часто считающихся безнадежными. Поэтому вполне логично, что к ней обращаются с молитвой избавить от недугов, даровать здоровье.
Милостей Богородицы, явленных по искренним молитвам, не счесть. В монастыре хранятся книги, в которых описаны такие случаи, и записи эти удостоверили своими подписями сами страждущие, свидетели и очевидцы.
Святые иконы вообще и Богородичные в частности не ограничиваются какой-то «узкой специализацией» – вот перед этой надо просить о том-то, а перед этой – о том-то. Здоровье, конечно, и исцеление от хворей – самая основная проблема, но не единственная.
Так и к Валаамской иконе можно обращаться, помня, что Божья Матерь – наша ходатаица, молитвенница и заступница перед Отцом Небесным, и просить, чтобы в семьях воцарялись мир и согласие, чтобы помогла вразумить детей и наставить их на праведный и истинный путь. Обращаются к Ней с молитвой и женщины, ожидающие ребенка, о благополучном разрешении от бремени.
Известно, что многие физические недуги нередко происходят от недугов душевных. Душа, мучимая страстями, унынием и скорбями, не может «обеспечить» здоровья телу. А страсти возникают, если в этой самой мятущейся душе недостает веры и твердости в ней, любви, терпения и смирения. Стоит обратиться к Богородице именно с мольбой избавить от скорбей и страстей, даровать смирение.
Почитается эта икона как покровительница воинов, мученически пострадавших за веру, и как защитница веры православной на наших землях.
к содержанию ↑Икона и ее чтимые списки: места нахождения
Как уже упоминалось, оригинал Валаамской иконы Божьей Матери сберегается в монастыре Новый Валаам, на территории Финляндии. Ее можно увидеть в Преображенском соборе, за клиросом с левой стороны.
В родной обители, на Валааме, представлен список иконы, воспроизведенный в 1900 году местными монахами и являющийся одной из основных монастырских святынь. Этому списку был предначертан длинный путь сюда. Долгие годы чтимая копия была «прописана» в монастырской часовне Васильевского острова в С.-Петербурге, затем перемещена в храм на Смоленском кладбище, где от нее произошло много исцелений.
В начале 1990-х икона сначала переместилась на монастырское подворье в Санкт-Петербурге; ко дню, посвященному памяти прпп. Сергия и Германа Валаамских, ее переправили в обитель, а затем снова возвратили подворью. И, наконец, в 1996 году Алексий II дал высокое патриаршее благословение перенести образ Богородицы в Ее родной монастырь, что и произошло 10 июля.
На Московском подворье Валаамского монастыря (в церкви Преподобных Сергия и Германа) помещен список, подаренный обители финским православным обществом «Валаам».
Казанский храм монастырского подворья в С.-Петербурге владеет еще одной копией чудотворной иконы. Она расположена между Никольским приделом (правым) и главным престолом. Этот список иконы дополнен изображениями прпп. Германа и Сергия.
к содержанию ↑Молитва
О Пресвятая и Преблагословенная Владычице Богородице, Небесе и земли Царице, обители Валаамския Покровительнице! Припадаем и поклоняемся Тебе пред чудотворною иконою Твоею, и яко призрела еси мйлостивно к болящей рабе Твоей и даровала еси ей исцеление, тако и ныне приими наше усердное моление, Тебе приносимое. Спаси и сохрани, Всемилостивая, Отечество наше и вся люди православный, живущия в нем и к Тебе с любовию прибегающий, от нашествия иноплемённых, от глада и мора, и от всякаго зла, управи пути наша, да возсияют в земли Русстей правда и мир, радость и любовь, сохрани в ней до скончания века веру истинную. Воззри мйлостивным оком Твоим на обитель Валаамскую и соверши Сама о Господе спасение всех, в вере и надежде подвизающихся в ней. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да избавит всех нас от всякия беды, скорби и болезни, да наставит на исполнение заповедей Своих, от вечныя муки да избавит, и да сподобит Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных и славити Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Рекомендуем посмотреть видео — «Икона Божией Матери «Валаамская» — история, акафист»:
Поделиться с друзьями: |