Вера, Надежда, Любовь и их мать София: история благочестивых святых


Вера Надежда, Любовь и их мать София: история

Вера, Надежда, Любовь и мать их София – раннехристианские святые, жившие во 2 веке и мученически умершие за свою веру. 30 сентября по новому стилю Православная церковь вспоминает святых мучениц-отроковиц вместе с их матерью.

В русской народной традиции долго сохранялись обычаи, которых придерживались в этот праздник, названный в простонародье Всесветные бабьи именины, Девичий день или Всесветная бабья выть.

История


Первые известные жизнеописания святой Софии и её дочерей относятся к 7-8 векам. Они были составлены на греческом, болгарском, армянском, грузинском и латинском языках. На старославянский житие перевели из греческого до 9 века.

Житие святых

В греческом варианте Вера, Надежда и Любовь именовались соответственно Пистис, Елпис, Агапэ. Эти имена можно увидеть на некоторых иконах святых. Греческое имя София, что значит «премудрость», в переводе сохранилось.

Наиболее полное житие великомучениц составлено специалистом по церковной истории архиепископом Черниговским Филаретом (Гумилевским).

История церковного праздника восходит ко временам правления римского императора Адриана, а это 117-138 годы. Христианка София с мужем и тремя детьми жили в Милане. Будучи обеспеченной, семья постоянно занималась делами милосердия.

Дети воспитывались в христианских добродетелях, их учили ценить не материальные блага, а деятельно и с любовью относиться к ближним. Девочки находили примеры для подражания в поведении родителей, черпали знания и мудрость из Священных книг.

Оставшись вдовой, София раздала имущество бедным и отправилась с дочерьми в Рим. Узнав из донесений о благочестивой жизни этой семьи и непреклонной вере в Христа, император повелел привести Софию с детьми во дворец.

Зная, как поступали с христианами в языческой Римской империи, предвидя испытания, мать призвала дочерей не отрекаться от веры ни при каких обстоятельствах и молиться Всевышнему о даровании сил перенести все муки.

Прибыв к Адриану, святые открыто объявили себя христианами и отказались принести жертвы языческой Артемиде. Надеясь образумить Софию и её детей, император поселил их к знатной женщине Палладии, язычнице. Той никакими ухищрениями не удалось склонить семейство к отречению от Христа.


По истечению трёх дней София с 12-летней Верой, 10-летней Надеждой и 9-летней Любовью снова стояли перед императором. Он приказал привести их на беседу по очереди.

Описание их существования

Сначала говорили с Верой — старшей сестрой. Она поражала правителя своей твёрдостью и разумными ответами. Тогда девочку подвергли истязаниям, отрезая части тела; положили на раскалённую решетку, бросили в горящую печь и кипящий котёл со смолой.

Святая была невредима и радостно воспринимала все муки. Во время казни мать поддерживала дух дочери и вместе с ней молилась Господу укрепить силы в испытаниях. После зверских мучений Веру обезглавили.

По примеру старшей сестры Надежда не отреклась от Единого Бога. Её тоже били и сдирали кожу железными когтями, привязав к дереву. Потом, невредимую, бросили в огонь, не оставивший на её теле следов.

После этого хотели умертвить её в котле с кипящей смолой, но котёл лопнул и обжёг мучителей. Тогда девочке тоже, как и сестре, отрубили голову.

9-летняя Любовь претерпела не менее страшные истязания. Её привязали к колесу и били палками, после чего безуспешно жгли на костре и в конце концов тоже отрубили голову.

Все пытки происходили на глазах у матери, которая до конца вытерпела душевную муку и вместе с детьми молилась своему Богу. Останки своих дочерей София похоронила 30 сентября на холме у 18-го столба на Аппиевой дороге, в пригороде столицы империи.

Три дня она молилась о детях на их могиле, а потом тихо скончалась. Христиане похоронили её тело возле места погребения Веры, Надежды и Любови.

Подвиг веры трёх девочек и их матери Софии остался в памяти людей и передавался из поколения в поколение.

В 8 веке при папе Римском Павле I святые мощи Веры, Надежды, Любови и матери их Софии перенесли в новую церковь Святого Сильвестра на Марсовом поле в Риме, а в 777 году – во Францию, в бенедиктинское аббатство г.Эшо, что недалеко от Страсбурга. Небольшая часть мощей осталась в монастыре святой Иулии.

Святую Софию стали считать покровительницей аббатства. Паломники со всего мира приезжали поклониться мощам святых Веры, Надежды, Любови и их матери. В 1143 году игуменьей обители была построена гостиница для многочисленных паломников.

Во времена французской революции монастырь разорили, а мощи пропали. Восстановление сохранившейся в бывшем аббатстве церкви Святого Трофима началось в 1898 году. В 1938 году епископ Шарль Руш из Рима привёз в Эшо частицы мощей святой Софии.

Жизнеописание

Одну из них положили в расписанный изображениями эпизодов из жития святых отроковиц и их матери саркофаг 14 века (в нём хранились до исчезновения святые мощи Софии и её девочек). Другая частица мощей была запечатана в реликварий. Здесь хранятся мощи и в наши дни.

Празднуя память святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, их матери, мы празднуем торжество христианских добродетелей, стремимся любить друг друга и любить Бога, чтобы окружающий мир стал добрее.

Вспоминаем стойкость веры одних из первых христиан – вдовы Софии и её детей, ужасаясь пережитым ими нечеловеческим мучениям и понимая, что сила не в телесной мощи, а в нисходящей на верующих благодати Святого Духа.

Эта благодать и поднимает человеческий дух над всем мирским, творит чудеса.

30 сентября особо поздравляют всех, кто носит имя Веры, Надежды, Любови, Софии. Святые мученицы являются их небесными покровителями.

На Руси этот день считался «бабьими именинами», или «Вселенской бабьей вытью». Начинался он с плача. Вспоминая святых Софию и её детей, оплакивали их муки, а также свои беды и горести родственников, близких. Считали, что плач убережет семью на весь год от больших и малых неприятностей. Девушки и юноши собирались в этот день на своеобразные посиделки, где пытались найти свою вторую половинку.


Замужние женщины в церкви покупали три свечи, две ставили перед образом Спасителя, а третью брали домой. В полночь её закрепляли в середине круглого хлеба и читали подряд 40 раз заговор о мире и согласии в доме. Утром всем членам семьи раздавали по кусочку каравая.

к содержанию ↑

Икона и ее значение

Образ Святых сестёр и матери их Софии в Православии один из самых почитаемых. В православной иконописи чаще всего в центре находится младшая из отроковиц Любовь, вокруг неё стоят сёстры, а сзади – их мать.

София изображена укрывающей, обнимающей детей или указывающей путь. Сёстры чаще всего держат в руках крест как символ мученичества. На некоторых иконах Веру изображают с Евангелием в руках, Надежду – с лампадой, Любовь – со свитком, а их мать Софию – с крестом.

Обычно одежды у великомучениц красного цвета, символизирующего пролитую кровь. Есть и одиночные, именные, иконы. Дома их уместнее всего хранить рядом со сборным образом четырёх мучениц.

Икона Вера, Надежда и Любовь

В западной иконописи Веру, Надежду и Любовь изображают взрослыми девушками – символами добродетелей христианства. Веру зачастую на иконах пишут с крестом в руках, Надежду – держащей якорь, а Любовь – окружённую маленькими детьми.

Святых Веру, Надежду и Любовь, а также их мать Софию почитают в Православной церкви широко. Имена мучениц имеют символическое значение:

  • София значит «премудрость Божия», она является матерью христианских добродетелей веры, надежды и любви.
  • Вера – это уверенность в том, что судьба человека, препорученная Богу, во благо и спасение самого человека. Это единение с Богом, доверие к Божьим дарам, убеждённость в Его силе и милости.
  • Без надежды не может быть веры, так как это есть переживание уверенности в повсеместной и ежеминутной Божьей защите, если мы соблюдаем Его заповеди.
  • Любовь для христианина – это то, в чём состоит смысл человеческой жизни. Она определяет отношения людей друг с другом, отношение к Богу и к себе как творению Божьему и Его образу. Именно любовь считал апостол Павел главной из всех добродетелей:

    «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

    Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.»

Наиболее чтимая в наше время икона Веры, Надежды, Любови и их матери Софии (17 века) была написана Карпом Золотарёвым и находится в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря (Москва).

Икона неизвестного автора 19 века из Владимирской губернии, хранящаяся в Русском музее Санкт-Петербурга, чудесным образом остановила случаи самоубийств в послереволюционные годы, укрепила отчаявшихся в вере.

В Троице-Сергиевой Лавре находится ныне образ святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, датируемый 15 веком.

Помолиться перед иконой можно в храмах во имя сестёр-великомучениц и их матери в Санкт-Петербурге, на Миусском кладбище в Москве, в Кирове, Днепропетровске, Казани, Бобруйске, Вятке и многих других городах.

к содержанию ↑

О чем им молятся?

С какими просьбами обращаются?

О чём же молятся перед образом мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии? Эта икона является одной из «семейных».

  • К ней обращаются с молитвой об укреплении семьи, о взаимопонимании между родителями и детьми, о здоровье детей и их благополучии.
  • Перед святым образом просят уберечь семью от недоброжелателей, детей – от плохого влияния.
  • Помогают святые мученицы женщинам в их просьбах о даровании хорошего мужа, зачатии долгожданных детей, благополучных родах, исцелении женских болезней и заболеваний суставов.
  • Святая мученица София, пережившая утрату мужа и одна воспитывавшая детей, а потом ставшая свидетельницей их смерти, избавит от скорби и уныния из-за потери близких, укрепит в вере, поможет найти выход из трудных ситуаций.
  • По вере икона даёт силы противостоять жизненным невзгодам и принимать мудрые решения.
  • Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София также являются небесными заступницами за всех своих тёзок в их житейских нуждах.
к содержанию ↑

Молитва

Вас, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ей же покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господом Иисусом за нас грешных, да упование на благая не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную ниспослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит под покровом Церковь Свою святую. Со слезами умиленно припадающее к вам, вашего теплаго предстательства пред Богом усердно молим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, Предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Рекомендуем посмотреть видео — «Акафист мученицам Вере, Надежде, Любви и матери их Софии»:





Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:




Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.