Список семи смертных грехов в православии


Список смертных грехов в православии

Понятие греха — основное теологическое понятие, являющееся отправной точкой в определении сути добра и зла, истины и лжи. Совершение греха — проступок, требующий осознания и покаяния, нарушение заповедей Бога, поступки, противоречащие общепринятым правилам добродетели и праведности. При этом, в библейской традиции на первый план чаще всего выступают проступки перед обществом, перед Богом и человеком, и только потом — нарушения заповедей.

Что такое смертный грех по Библии?


Как трактовать?

Часто понятие «грех» сжимается до определённых, узких рамок. Такие рамки искажают смысл понятия и уводят в сторону от понимания сути греховности и праведности, определяемых в Библии.

Намеренное упрощение значения греха ведёт к уменьшению его роли в жизни и ответственности грешника за свои действия. При этом, важность понятия весьма велика, существует даже определение «смертный грех», само название которого в полной мере передаёт степень его значимости в христианской традиции.

Среди неосведомлённых людей бытует мнение, что смертный грех — это провинность перед Богом, в качестве наказания за которую следует смертная казнь. Это ошибочная точка зрения, на самом деле речь идёт о другом. Смертный грех в библейском традиционном определении — это грех, следствием которого становится невозможность спасения души, если грешник не покаялся.

То есть, прилагательное «смертный» в данном случае обозначает гибель души, но не телесную смерть как наказание за прегрешения, хотя католическая церковь во времена инквизиции практиковала физическую казнь довольно широко. Причина в том, что в католической традиции смертный грех — догматически закреплённое понятие, что было использовано инквизицией для борьбы с еретиками.

При этом, определение не конкретизирует само деяние, речь идёт о преступлении, совершённом сознательно и по собственному желанию и касающегося серьёзных вопросов. Такая широта трактования вызвала массу разночтений и злоупотреблений.

Каждый волен был определять степень прегрешения по своему пониманию, что породило массовые казни еретиков, осуждённых самым примитивным образом, и практически неизменным видом наказания была смертная казнь — сожжение на костре.

Православная ветвь христианства трактует понятие смертного греха иначе. Здесь имеется в виду искажение замысла Божьего о человеке, хотя точного определения нет. В качестве смертного греха указывается критика Бога, противопоставление себя всему божественному, противление истине.

Что значит согрешить?

Кроме того, бытует и более широкое понятие смертного греха — как сознательное и добровольное подчинение себя пагубным страстям, отвращающим от Бога и губящим душу. То есть, налицо более внятное определение смертного греха, хоть и без конкретики, но достаточно точно определяющее рамки для вынесения вердикта. При этом, православная церковь действовала более мягко, не устраивая массовых казней и кампаний по отлову ведьм.


Во главу угла ставилась задача спасения души, а не умерщвление тела, что кардинально отличало православие и католичество. Разница в подходах конфессий к сути смертного греха и ответственности за него приводила даже к некоторому противостоянию. Войн на религиозной почве между православными и католиками не было, но на бытовом уровне стычки случались.

к содержанию ↑

Первый из списка

Первый, самый тяжкий смертный грех — гордыня. В православной традиции понятие «гордыня», хоть и созвучно со словом «гордость», но означает иное явление. Гордыня, если коротко — противопоставление себя Богу, неверие в него и попытка ставить себя выше Бога. Понятие очень ёмкое, имеющее множество следствий и оттенков.

Гордыня направляет и питает все остальные грехи, как смертные, так и обычные, хоть и различие между ними достаточно зыбко и не всегда определяется. Например, убийство — тоже следствие гордыни, так как убийца ставит себя выше Бога, считая себя вправе отнимать жизнь у других. То же и с самоубийцами — они лишают жизни самих себя, пренебрегая волей Бога, ниспославшего им испытания, и умирают нераскаянными.

В старину самоубийство было большой редкостью, хоронили самоубийц за пределами кладбищенской ограды, без отпевания, не поминали. Такое отношение считалось вполне правильным, так как человек совершил страшный грех и не достоин обрядов, применяемых для других.

Люди, обуянные гордыней, уверены в отсутствии Бога, отчего у них возникает уверенность в отсутствии высшего суда над их мыслями и поступками. Такие люди крайне опасны, поскольку считают, что им позволено всё, что вздумается, раз уж наказания за это не предвидится. Для таких не существует никаких ограничений, кроме собственных сиюминутных желаний, и действия их могут быть очень страшными.

к содержанию ↑

Семь смертных грехов

Список провинностей

Принято различать семь смертных грехов, хотя часто упоминается восемь. Следует понимать, что такое деление не столько описывает конкретные проступки, сколько показывает основные пороки, которые вызывают своим присутствием и другие грехи. Существующий перечень смертных грехов в православии включает в себя как широкие понятия, так и более конкретные человеческие пороки.

При этом, существует расширенная классификация смертных грехов. Так, катехизис Петра Могилы (XII век) делит смертные грехи на три типа.

Первый тип — это классический перечень грехов, ведущих за собой другие прегрешения:

  1. гордыня
  2. прелюбодеяние
  3. сребролюбие (алчность)
  4. гнев
  5. чревоугодие
  6. зависть
  7. леность.

Именно этот перечень, хоть и в разной последовательности, принято считать семью смертными грехами, хотя, строго говоря, это — список человеческих пороков, так или иначе присутствующий повсеместно.

Второй тип — прегрешения против Бога. Здесь указываются:

  1. отчаянье и уныние
  2. беспечность (чрезмерная надежда на Бога при собственном бездействии)
  3. богоборство
  4. пренебрежение покаянием
  5. злоба и зависть.

Окаянство

Третьим типом собраны грехи, «вопиющие к небесам», к которым относятся:

  1. убийство
  2. содомский грех
  3. притеснение сирых и убогих
  4. оскорбление родителей
  5. отказ от платы работникам.

Классификация Петра Могилы значительно расширяет перечень смертных грехов, но, при этом, делает их определение более близким и понятным.

Считается, что в возникновении греховных мыслей или желаний человек не виновен, но в том, что он позволил им овладеть своим сознанием, задержаться в его мыслях и породить в нём страсти — он виновен. То есть, смертный грех возникает там, где ему не противятся и не сопротивляются.

к содержанию ↑

Как с ними бороться?

Первым и самым важным деянием должно стать осознание своего греха, понимание его присутствия и необходимости его искоренения. Без этого борьба с грехами невозможна, так как все они живут только в сознании людей. Появление греховных мыслей и замыслов традиционно называется искушением. Считается, что именно искушение — самое опасное воздействие на психику человека, поскольку действие его незаметно, постепенно и обнаруживается не сразу.


Победа над искушением — во многом победа над самим грехом, устранение основной его причины. Но и трудность такой победы чрезвычайно велика, поскольку требуется постоянный контроль за своими мыслями и поступками, концентрация воли и мысли. Самая большая трудность заключается именно в постоянстве, любая поблажка, любое послабление ведёт к возобновлению греха и сводит все прежние усилия на нет.

Как избавиться от прегрешения?

При этом, разные пороки воздействуют по-разному, и требуют одновременного слежения и внимания. Помочь в борьбе со своими пороками может только собственная воля и убеждённость в необходимости победы над грехом.

Осознание греха ведёт к отказу от него, от неправедных действий, порождающих гибель своей души. Понимание своего проступка ничего не значит без физического отказа его совершать, поскольку сам факт остаётся неприкосновенным. Только полное и осознанное прекращение греховных деяний устраняет факт совершения греха.

И завершающим действием следует считать покаяние, процесс осуждения своих действий и раскаяние в них. Таким образом даётся оценка своих дел и мыслей, психологически закрепляется отрешение от них, запрещение для себя подобных поступков.

Все эти действия крайне трудны, поскольку к борьбе с собственными страстями прибавляется борьба с общественным мнением, зачастую воспринимающим греховные действия как выражение свободы личности и относящимся к ним как к достойным и передовым поступкам.

к содержанию ↑

Ислам

Исламская традиция трактует смертные грехи несколько иным образом, нежели христианская. Разделение производится на большие и малые грехи. Большие грехи по значимости являются неким аналогом смертных грехов в христианстве.

В исламской вере

К ним причислены:

  1. Идолопоклонничество (имеется в виду, что неверие в Аллаха означает поклонение идолам)
  2. Клевета (здесь достаточно узкое трактование понятия, имеется в виду ложное обвинение женщины в прелюбодеянии ведущее к разрушению семьи)
  3. Убийство правоверного (ислам запрещает любое убийство, но если речь о мусульманине — это очень тяжкий грех)
  4. Бегство с поля боя (мусульманин не может позволить опозорить свои святыни и свою нацию)
  5. Ограбление сирот
  6. Совершение неположенных поступков в Мекке
  7. Потеря надежды на искупление грехов и спасение (ислам трактует это как слабость веры)
  8. Кроме перечисленных, большими грехами являются прелюбодеяние, употребление спиртного, ростовщичество, гомосексуализм, употребление свинины или мертвечины.

Понятие греха в исламе не столько отличается от христианской трактовки в смысловом аспекте, сколько в передаче оттенков местной традиции и уклада жизни. Общие направления исламской и христианской морали созвучны, и требуют от человека практически одинаковых действий и мыслей.

Разница в определениях и звучаниях базируется на языковых значениях, особенностях перевода и тонкостях национальной психологии. В понимании сути смертного греха большое значение имеет привычный уклад жизни, менталитет и особенности психологии.

В заключение следует отметить большое значение понятия греха в религиозных течениях в целом и в православии в частности. Отсутствие этого понятия не позволило бы христианству сохранить свои позиции до сегодняшнего дня и намного уменьшило бы значимость религии в целом.

Значительная ограничивающая способность понятия греха сделала возможным внедрение морально-этических принципов, сформировавших мировоззрение людей в течение двух тысячелетий.

Рекомендуем посмотреть видео — «7 смертных грехов»:





Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:




Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.