Праздник 4 декабря: Введение во храм Пресвятой Богородицы


4 декабря Введение во храм Пресвятой Богородицы

О жизни Пресвятой Девы Марии, начиная с обета Ее матери Анны посвятить будущего ребенка служению Богу, о Ее рождении, Введении в Иерусалимский храм, Благовещении, жизни и святом Успении, не рассказывает ни одно из четырех Евангелий. Факты жития сохранились в апокрифических сочинениях – «Евангелии Псевдо-Матфея» и «Протоевангелии Иакова».

О каждой такой жизненной вехе рассказывают различные христианские авторы. Есть и сочинения, посвященные празднику Введения, в частности, «Сказание о Входе во храм…» свт. Димитрия Ростовского, повествующее о данном и последующих событиях из жизни Богородицы.

История праздника


История

Можно сказать, что история праздника началась задолго до него самого. Предание свидетельствует о жизни праведной четы Иоакима и Анны, не имевших детей, что в те времена считалось позором – наказанием за грехи. Иоаким и Анна непрестанно молились о даровании им ребенка, и вот однажды ангел возвестил женщине, что Бог услышал их молитвы и дарует ей дитя. Благодарная Анна тут же дала обет посвятить его служению Господу.

Долгожданного ребенка, Марию, когда ей сровнялось три годика, родители одели в нарядные одежды и отправились в Иерусалимский храм – чтобы исполнить обет св. Анны. «Евангелие Псевдо-Матфея» повествует, что процессию сопровождали иудейские девы, дабы ребенок не бросился назад, к родителям.

Но каково же было удивление всех присутствующих, когда Мария, поставленная отцом на первую ступеньку лестницы перед храмом, быстро и решительно, не оглядываясь, достигла последней ступени сама.

Второй удивительный момент – по вышнему внушению священнослужитель ввел Марию в Святая святых. Этот момент удивителен тем, что заходить в святилище имел право лишь сам первосвященник, да и то только раз в год – для совершения очистительной жертвы.

Еще в древние времена в ознаменование этого необычного события Церковью и установлен праздник, так и названный – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Он отмечался уже в первые века христианства. Предания христиан Палестины, в частности, свидетельствуют о том, что св. царицей Еленой (около 250–330 гг.), матерью римского императора Константина I, построен храм в честь этого праздника.


к содержанию ↑

Что нужно и что нельзя делать в этот день?

Что можно делать?

Введение во храм Пресвятой Богородицы относится к двунадесятым праздникам христиан, т.е. к числу двенадцати годовых праздников, посвященных земной жизни Спасителя и Его Пречистой Матери. Это великий праздник для верующих.

В этот день непременно посещается церковь, где служат праздничную Божественную Литургию и читают проповедь. Нужно поставить свечу перед иконой, посвященной празднику, или перед любой другой иконой Богородицы и помолиться ей от всего сердца, помня о том, что это праздник, скажем так, исполнения обета Богу.

И день этот надо провести празднично: пригласить кого-то из близких в гости – из тех, кто поймут наличие постных блюд на столе, поздравлять близких и принимать поздравления. Праздник Введения выпадает на начало Рождественского поста. Но в этот день разрешается употреблять в пищу рыбные блюда, пищу с растительным маслом, немного вина. Можно самому отправиться в гости.

А вот что делать не рекомендуется, так это заниматься хозяйственными делами – стирать, шить, убирать, заготавливать дрова, делать любую другую работу, связанную с трением или битьем.

В народной традиции отмечается и такой момент – не стоит, давать в долг деньги.

к содержанию ↑

Приметы и традиции

Традиции

Так повелось в нашем народе, что каждое празднование в поминовение какого-либо святого непременно увязывается с приметами погоды и сельскохозяйственных забот. Что уж говорить о больших праздниках! Эта традиция не обошла и Введенье, как называют 4 декабря по старинке.

  • В народе бытует мнение, что именно с этого числа начинается настоящая зима и ее приход надо встречать с весельем и радостью – с зимними забавами, катанием с горок на санях. По погоде в день праздника прогнозируют, какая предстоит зима: будет на Введенье мороз – ожидается мягкая зима. Обратный прогноз – с точностью до наоборот: тепло на праздник – зимой следует ожидать стужи.
  • Считалась актуальной и такая примета, выразившаяся в поговорке: «Сколько на Введенье воды – столько на Юрия (6 мая) травы», или в несколько ином варианте: «Если на Введенье вода, то летом – молоко».
  • Среди народных традиций есть одна очень древняя, зародившаяся еще в дохристианские времена, но после принятия христианства увязанная с праздником Введенья. Нынче эта традиция сохранилась разве что в селах. В день праздника приветствуются братья Морозы.

    Чем теплее чествовали этих зимних духов, тем на более теплую температуру в доме можно было рассчитывать зимой. В праздничный день с самого раннего утра жарко топили печи, радуясь зимним денькам.

  • К началу декабря реки уже бывают скованы льдом. Считалось, что до праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы ходить по замерзшим водоемам рискованно, а после него – уже можно даже ездить.
  • Некоторые любители подледного лова выходили в послепраздничные дни порадоваться последней зимней рыбалке, поскольку активный клев начнется еще нескоро: рыба под толщей льда может погибать в результате кислородного голодания.
  • Среди хозяйственных примет прежних времен имелась, к примеру, такая: копать землю позволялось до 4 декабря, до Введенья, а после, до самого Благовещенья (7 апреля) этого делать нельзя, чтобы дать земле отдохнуть до лета, силушки набраться.
  • Введенье являлось начальной точкой отсчета еще одного запрета: до девятого послерождественского четверга нельзя было бить вальком белье при стирке, иначе это грозило порчей пашне и летними бурями на полях.
  • Точно так же полевыми бурями могла обернуться обработка (трепление) конопли после праздника Введения во храм Богородицы – делать это можно было исключительно до 4 декабря. К тому же в личном плане сие действие грозило навлечь на ослушника осуждение окружающих.
  • А южные славяне верили, что на Введение нельзя касаться острых предметов – во избежание нападений волков на домашний скот.
  • Интересная примета существовала и в сфере человеческих отношений. Так, по первому визитеру в праздничный день определялось, что ждет хозяев в течение года. Приход молодого, здорового, состоятельного гостя прочил благополучное существование. А если визитер был слаб, немощен, нищ – на соответственное состояние следовало и настраиваться.
к содержанию ↑

Иконы

Иконы посвященные этому дню

Каждому из великих годовых праздников посвящена своя икона. Не мог не ознаменоваться ее созданием и праздник, вспоминающий событие Введения Пресвятой Богородицы во храм.

Иконографические традиции различных народов разные, поэтому можно найти немало различий и в существующих иконах, посвященных празднику. Но основа композиции – трехлетняя кроха Мария, самостоятельно поднимающаяся по крутым лестничным ступеням, – практически во всех сохраняется.


Наиболее распространенное изображение представляет фигуры родителей, стоящие за девочкой, а встречает ее первосвященник Иерусалимского храма, согласно преданию, отец будущего Иоанна Предтечи, Захария.

Одни из самых ранних икон этого праздника датируют XII веком. Нередко обращается внимание на изображение убранства Иерусалимского храма – наличие царских врат, престола, сделанные в христианском стиле.

Вряд ли это сделано иконописцами по незнанию. Скорее всего этот момент имеет глубокий философский подтекст: Введение во храм знаменует близкое наступление новозаветных времен, которые откроют эру Спасения, эру Благодати. А изображенный на иконе храм Иерусалима является символом уходящего Ветхого Завета с его Законом.

Более поздние произведения представляют расширенную композицию. Здесь уже изображаются иудейские девы, держащие зажженные светильники и стоящие за спиной младенца Марии, а родители как бы замыкают всю процессию. Здесь сюжет нередко обогащен сценой, в которой ангел питает будущую Богородицу, – это уже картина из ее невидимой жизни во храме.

Можно сказать, что вход младенца Марии во храм словно предвещает благоволение Божие к грешному человеческому роду, проповедует спасение, задолго до рождения Спасителя обещает Его пришествие.

к содержанию ↑

Молитва

Какую молитву читать?

О, Пресвятая Дево, Царица Небеси и земли, прежде век избранная Невесто Божия, в последняя же времена пришедшая в храм законный на обручение Жениху Небесному! Ты оставила еси люди Твоя и дом отца Твоего, во еже принести Себе в жертву чистую и непорочную Богови, и первая дала еси обет всегдашняго девства. Даруй же и нам соблюдати себе в целомудрии и чистоте и в страхе Божием во вся дни живота нашего, да будем храмы Духа Святаго, наипаче помози всем в подражание Твое во обителех живущим и обручившим себе на служение Богови в чистоте девства провождати житие свое и от юности нести иго Христово благое и легкое, свято храняще обеты своя. Ты провела еси, Всечистая, вся дни юности Твоея во храме Господнем вдали от соблазнов мира сего, в присном бодрствовании молитвенном и во всяком воздержании душевном же и телеснем, помози и нам отражати вся искушения вражеския от плоти, мира и диавола находящих на ны от юности нашея, и побеждати оныя молитвою и постом. Ты во храме Господнем со Ангелы пребывающи, украсилася еси всеми добродетельми, наипаче же смирением, чистотою и любовию и достойно воспиталася еси, да готова будеши вместити плотию Невместимое Слово Божие. Сподоби же и нам, одержимым гордостию, невоздержанием и леностию, облещися во всякое совершенство духовное, да уготовает кийждо от нас с помощию Твоею одеяние брачное души своея и елей доброделания, да не нази и неготови явимся во сретение Безсмертному Жениху нашему и Сыну Твоему, Христу Спасителю и Богу нашему, но да приимет ны с мудрыми девами во обители райския, идеже со всеми святыми сподоби нас выну славити и прославляти всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа и Твое милостивое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Рекомендуем посмотреть видео о празднике:





Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:




Поделиться с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.